Модный привет от княгини Волконской
http://www.vsp.ru/2012/02/25/modnyj-privet-ot-knyagini-volkonskoj/
Опубликовано: 25.02.2012
Автор: Ангелина Саломатова
История криминальной пропажи и таинственной находки единственного уцелевшего предмета одежды княгини Марии Волконской насчитывает 37 лет. Украденная в 1975 году из Дома-музея Трубецких шаль, изрядно потрепанная, но не утратившая яркости орнамента, нашлась в Чите в 2000 году. Долгое время она искала пути возвращения в Иркутск, и наконец в конце прошлого года её восстановили в правах, признали, что она принадлежала знаменитой княгине, и привезли домой. Завершился «гардеробный детектив» в начале февраля, когда модный артефакт доставили на поезде из Читы в Иркутск. Известные страницы из жизни чудом сохранившейся прекрасной вещи раскрыли в музее декабристов.
«Чем больше у вас шалей, тем больше вас уважают»
Российский бомонд «заболел» модой на шали и шарфы в конце 18 века. Увлечение искусно оформленными отрезами ткани пришло из Европы, куда попало из Индии и Египта. «С утра до вечера по здешней моде я кутаюсь в чёрную с жёлтым шёлковую шаль. Все носят шали, они в большой моде, и чем их больше, тем больше вас уважают. У меня шесть. Нужно сказать, мода эта чрезвычайно удобна. Шали бывают огромными, даже в три человеческих роста. Один конец её обертывается вокруг руки, другой спускается до земли», – писала англичанка Марта Вальмот, жившая в доме княгини Екатерины Дашковой, своей сестре в Лондон. Известная французская сочинительница мадам де Сталь, любившая носить экзотичные восточные шали, некоторое время прожила в России в начале 19 века и успела навсегда заразить русских аристократок привязанностью к этому аксессуару.
Шали были разными и являлись неотъемлемым атрибутом парадного и повседневного портрета. Как рассказывает директор Дома-музея Волконских Елена Добрынина, девочек с младых ногтей учили искусно драпировать шаль и изящно её носить, а при выпуске самые грациозные и талантливые воспитанницы дворянских школ танцевали популярный танец с шалью «па де шаль». Модные новинки попадали и в Сибирь. Одна из них сохранилась до сих пор, спустя почти два века после жизни в Иркутске семьи Волконских. Эта изящная вещь, сотканная из шерсти и настолько тонкая, что её легко можно продеть через кольцо, до сих пор не утратила яркости и контрастности рисунка и восхищает красотой орнамента.
Она отличается от наших сегодняшних представлений о шалях и скорее напоминает современный палантин. Полотно размером 165 на 80 сантиметров с чередующимися белыми и синими полосами заполнено мелкими ярко-красными, синими, жёлтыми, зелёными цветами, сложенными турецким огурцом: для создания такого рисунка использовалось более 400 резных досок, с помощью которых делали набойку.
Края шали украшены кашемировыми кистями, которые тоже хорошо сохранились.
О составе ткани спорят до сих пор, и окончательно определить его сможет только специальная экспертиза. Сотрудники музея подожгли отпавшую от кисти ниточку и отчётливо ощутили запах жжёного рога, что свидетельствует о том, что в составе шали имеется шерсть, однако по преданию она считается шёлковой.
Загадочная нелегальная история
Предметы одежды ветшают гораздо быстрее остальных, поэтому экспонат оказался для музея декабристов уникальным, единственным оставшимся в наследство от гардероба и Трубецких, и Волконских. К музейщикам в начале семидесятых аксессуар попал, как и многие другие вещи, от иркутян. На презентации обретённой реликвии, которая состоялась в конце прошлой недели, выступила тогдашняя сотрудница Дома-музея Трубецких Нина Струк, которой и довелось принять её в фонды музея: «Даже не знаю, как начать речь, для меня это волнительный момент. Я всегда говорю слова благодарности людям, которые приходили в музей, задерживались после экскурсии, подходили и говорили: «Вы знаете, у меня есть предмет, связанный с декабристами». И вот после одной из экскурсий ко мне подошла не очень молодая женщина, но мне тогда, девочке, которой едва исполнилось двадцать, все старше тридцати казались такими. Она сказала: «У нас есть фрагмент ткани, и, по семейной легенде, это шаль Марии Николаевны Волконской. Можно я её принесу?» «Конечно!» – с радостью ответила я. В то время было ещё очень мало подлинных экспонатов и многие люди приносили вещи в музей».