Реставрация рояля дочери декабриста С.П. Трубецкого
В конце декабря 2021 г. в Иркутск из г. Орла был привезен старинный рояль, принадлежавший младшей дочери декабриста С.П. Трубецкого Зинаиде (в замужестве Свербеевой). Рояль «Эберг» подарила Иркутскому музею декабристов жительница Орла Елена Николаевна Ашихмина.
Прибывший в Иркутск рояль поместили в холодное помещение, чтобы избежать деформации его деревянных частей из-за резкого перепада температур. После сборки и осмотра инструмента специалисты сделали заключение, что ему требуются реставрация и настройка.
Восстановлением инструмента занялись фортепьянный мастер Владимир Владимирович Филатов и сотрудник научно-фондового отдела музея, реставратор деревянных предметов старины Юрий Евгеньевич Воронов.
В.В. Филатов – сотрудник Иркутской областной филармонии, он уже более двадцати лет занимается настройкой и реставрацией роялей в учреждениях культуры Иркутской области и Республики Бурятия. Владимир Владимирович подтвердил, что привезенный в Иркутск рояль – большая редкость. Это одна из последних моделей с составной чугунной рамой. Рояль изготовлен в 1871 году в Москве на фабрике Александра Эберга. Это было не самое большое производство, но довольно крупное и известное. На рояле, принадлежавшем дочери декабриста, стоит порядковый номер 1024.
По оценке Владимира Владимировича, это крепкий инструмент с хорошим звуком и прочной механикой. Рояль интересен своей демпферной системой глушителей ирландского типа. Вместо металлических деталей, как в большинстве роялей, здесь установлены пластины из клена. Демпферная система – это механизм, влияющий на характеристики звучания: продолжительность, тембр, а также динамику.
Осмотр музыкального инструмента в начале 2022 года показал, что в плохом состоянии корпус, механика и молотки. Были серьезные проблемы с декой, выполняющей акустическую роль. Дека – это сердце рояля, и потому очень важно было ее восстановить.
В текущем году начался процесс реставрации рояля. Были изготовлены новые рипки – детали из качественной ели, располагающиеся на обратной стороне деки и служащие для улучшения ее механических и акустических свойств. Отреставрирована дека: удалены поздние наслоения на ее поверхности, восстановлена рама, нанесено несколько слоев специального лака.
Впереди еще много работы. Предстоит восстановить механику инструмента. Прежде всего нужно отреставрировать клавиши, восстановить клавиатурное покрытие, которое изначально было выполнено из слоновой кости толщиной в 0,5 мм, а позднее покрыто пластиковыми накладками. Интересно, что в процессе демонтажа была найдена клавиша с точной датировкой изготовления рояля и именем мастера. Во время изготовления инструмента существовало негласное правило среди мастеров: подписывать карандашом дату и имя мастера. Именно эту надпись и нашли. Она на немецком языке. Точная дата изготовления рояля – 4 апреля 1871 года. А вот имя мастера пока прочитать не удалось, специалисты над этим работают.
В процессе реставрации были изготовлены новые басовые струны, но, прежде чем их натягивать, нужно поменять колки. Колок, или вирбель – это деталь пианино или рояля, с помощью которой натягивается и остается в натянутом состоянии струна инструмента. Количество вирбелей (колков) в фортепиано зависит от модели инструмента и количества струн в нем. В реставрируемом рояле их 220 штук. Для замены мастер будет использовать аналогичные новые колки.
Юрий Евгеньевич Воронов занимается реставрацией корпуса рояля: снимает с его поверхности старый лак, восстанавливает утраченные элементы шпона, выполненного из палисандра, и покрывает рояль новым слоем лака. Также нужно будет восстановить все металлические детали, в том числе замки, колесики и т. д.
Завершение реставрации запланировано на зиму 2023–2024 гг. И тогда декабристская реликвия сможет не только украсить гостиную Дома-музея Трубецких, но и наполнить дом звуками старинного рояля.