Выставка «Декабристы в Сибири»

«Изгнанники за правду и закон». Коллекция рисунков и фотографий декабристов из фондов Государственного литературного музея (г. Москва)

Государственный литературный музей в рамках программы региональных проектов представляет коллекцию подлинных рисунков и фотографий, связанных с пребыванием участников декабристского движения в Сибири. Декабристское движение заняло исключительное место в истории, культуре и литературе России XIX-XX веков, а репрессивные последствия этого события – массовая политическая ссылка – стали новым для того времени явлением в русской общественной жизни. Портреты декабристов и членов их семей, рисунки мест отбывания каторги и ссылки, созданные в 1830-1840-х годах как самими декабристами, так и людьми, близкими к ним, фотографические портреты декабристов 1850-1860 годов и снимки мест, связанных с их жизнью и общественной деятельностью в Сибири, мемориальные предметы сформировали богатую, разнообразную и цельную коллекцию, которая стала складываться уже в первые годы существования Литературного музея, в начале 1930-х годов. Музей обладает материалами, имеющими свою неутраченную историю, из семейных архивов потомков декабристов В.П. Ивашева, И.Д. Якушкина, из собраний коллекционеров и краеведов. В результате наша коллекция представляет достаточно полное, логически выстроенное собрание, не уступающее по своей ценности коллекциям Государственного Исторического музея, Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В начале выставки представлено несколько знаковых экспонатов, отражающих события 14 декабря 1825 года и последовавшие за ними репрессии: виды Сенатской площади и Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге; рисунки В.П. Ивашева «Камера в декабриста в Петропавловской крепости» и К. Зенфа «Оправление декабристов в Сибирь»; гравированные портреты Николая I начальника Генерального штаба И.И. Дибича-Забалканского, одного из руководителей Особого комитета по надзору за ссылкой «государственных преступников», лично руководившего многими арестами. «Роспись государственным преступникам, приговором Верховного уголовного суда осуждаемым к разным казням и наказаниям» доносит до нас страшную классификацию, определявшую судьбу бунтовщиков.

Далее видовые рисунки Н.А. Бестужева, В.П. Ивашева и других осужденных выстраиваются в последовательный рассказ об отбывании декабристами каторги: Читинский острог, перевод в острог Петровского завода, камеры в казематах; затем места поселения и дома, где жили их семьей. Эти рисунки дают представление о тюремных постройках и внутренних помещениях, об обустройстве в них заключённых, о природе и топографии тех мест.

Разные по положению в обществе, возрасту, чинам, опыту, гражданской и военной карьере, они, однако, были представителями дворянского сословия, получившими лучшее по меркам своего времени, образование. Оказавшись выкинутыми из европейской цивилизации, они нашли себя во многих областях научной, практической и художественной деятельности. Изысканные акварели П.И. Борисова были частью его научной работы, снискавшей ему профессиональное признание в академических кругах Парижа и Санкт-Петербурга. Уникальным по своей концепции и последовательности является художественный проект Н.А. Бестужева, который он задумал и начал выполнять с того момента, когда оказался в Читинском остроге, и вёл вплоть до самой своей смерти в 1855 году в Селенгинске. Будучи человеком с чрезвычайно чётким, систематичным умом, историографом, учёным, он сразу же после провала восстания сформулировал для себя необходимость зафиксировать внешность тех, кто сыграл – или должен был сыграть – столь значительную роль в судьбе России, и кто мог в любой момент сгинуть в сибирских рудниках и казематах. Он портретировал сначала тех, у кого был наименьший срок, и кто вскоре должен был отбыть на поселение, затем – приступал к следующим по сроку. Были им написаны и портреты жён декабристов (например, П.Е. Анненковой, (урождённой Гёбль), К.П. Ивашевой (урождённой Ле Дантю), Е.П. Нарышкиной (урождённой Коновницыной), а затем – их родившихся в ссылке детей. На выставку привезены многие из работ Н.А. Бестужева, необыкновенно интересных по той внимательности к портретируемому, тем нюансам, которые возможны только тогда, когда художника и модель связывает общая судьба, общая жизнь и драма. Художественная деятельность Бестужева послужила примером для другого декабриста – В.П. Ивашева. Он также начинает самостоятельно заниматься рисованием, делает и свои оригинальные рисунки, и копирует портреты и рисунки Бестужева для себя, для своих товарищей и их родственников.

Рисунки и портреты дают представление об отношениях в семьях ссыльнокаторжных, взаимной поддержке, дружеских связях и связях с родственниками в европейской части Российской империи. О любви, воспитании детей рассказывают милые бытовые вещи: рисунки Ивашева для вышивки жены, куколки для дочери.

Акварельные портреты декабристов конца 1820-1830-х годов – ценнейшие артефакты того времени, так как вплоть до самой амнистии в 1856 году было категорически запрещено делать и распространять портреты государственных преступников.

Совершенно иной блок изображений представляют фотографии 1850-1860-х, запечатлевшие тех декабристов, которые выжили после тридцати лет каторги и ссылки. Несломленные испытаниями, красивые даже в старости, эти люди, наконец, вернулись в достойную жизнь, из которой их на многие десятилетия вырвало царское наказание. Интерес, сочувствие и восхищение их жизненным подвигом в общественном мнении того времени было огромным, и снимки ставших легендарными людей пользовались популярностью. А для нас теперь они дополняют и делают объёмными образы, которые складываются по историческим исследованиям, документам и мемуарам.

Значительную роль в сохранении и воспроизведении визуальной информации о декабристах сыграл Евгений Якушкин, сын И.Д. Якушкина. Он занимался пересъёмкой с оригинальных портретов и сам фотографировал любимых и уважаемых им соратников своего отца. Коллекционирование, тиражирование этих портретов, их распространение было частью деятельности Е.И. Якушкина по фиксации и собиранию материалов, касающихся декабристов (по его инициативе, например, были написаны и напечатаны такие важные мемуары, как воспоминания Н.В. Басаргина, И.И. Пущина, Е.П. Оболенского, В.И. Штейнгеля, И.Д. Якушкина и других декабристов).

До распространения в Сибири фотографии дожили и многие дома и строения, связанные с жизнью декабристов. На выставке показаны снимки Ялуторовска, Читы, иркутского кладбища.

Есть среди привезённых экспонатов свидетельства совместной работы декабристов с представителями местной интеллигенции и духовенства и того значительного влияния, которое декабристы оказали на интеллектуальную жизнь мест своей ссылки. Блок артефактов рассказывает о семье Знаменских, которые были связаны с семьями декабристов деятельностью и дружескими, фактически – семейными узами. Ялуторовский священник С.Я. Знаменский вместе с декабристом И.Д. Якушкиным создал в 1842 году прогрессивное ланкастерское училище для мальчиков. Его сын, художник М.Я. Знаменский – автор портретов декабристов и первого художественного произведения в русской литературе XIX века, целиком посвящённого декабристам, и подробных воспоминаний о них.

Особый интерес эти материалы, должны представлять именно для жителей Иркутска и других мест Восточной Сибири, тех, где бережно хранится память о декабристах, где знают, помнят и ценят вклад образованных дворян, их просветительскую, научную деятельность. Для них, нам кажется, они имеют особое значение и звучание.

Кураторы: М.А. Зусманович, О.В. Мичасова

Реставратор: А.В. Белановская

Комментарии


Спасибо за участие!
Но платеж не состоялся.
Благодарим за участие!
Платеж успешно завершен.
... идет загрузка ...