«Он между нами жил…»
https://baikvesti.ru/new/_he_lived_between_us____
Опубликовано: 21.02.2017
Автор: Лора Тирон
К 60-летию со дня рождения Евгения Ячменева
Он между нами жил
Средь племени ему чужого,
В душе своей к нам злобы не питал, и мы
Его любили.
(А.С. Пушкин, 1834 г.)
Пятого февраля 2017 года Евгению Александровичу Ячменеву могло бы исполниться 60 лет. Всего-то шестьдесят, а его уже нет с нами почти девять лет. Нелепая и неожиданная смерть унесла жизнь яркого, жизнерадостного, творческого человека в расцвете сил, переполненного идеями, планами, задумками. Все его мечты были направлены только на единственное его детище, на его благо и процветание — на Иркутский музей декабристов. Где бы он ни был, с кем бы и о чем ни беседовал, разговор замыкался на музее. Он мог говорить о нем бесконечно, потому что музей был для него всем: и службой, и домом, и семьей, и другом.
Чуть более полувека земной жизни было отпущено Евгению Ячменеву, и половина его прожитых лет была связана с музеем декабристов. Его трудами и заботами музей стал известен далеко за пределами Иркутска и всей страны. Он пришел в его стены в 1974 году в школьном возрасте в качестве экскурсовода-любителя, а ушел из жизни его директором.
Уроки французского, занятия фортепиано, вокальные упражнения, участие в театральном кружке и увлечение историей XIX века — все это воплотилось в деле музейном. Знаменитые музыкальные вечера, роли, сыгранные в домашнем театре Волконских и в драматическом театре имени Н.П. Охлопкова, куда его пригласили играть сначала в «Мертвые души» Н. Гоголя, чуть позже в спектакле «Сны Ермолая Лопахина» по чеховскому «Вишневому саду». Причем, как очевидец рождения этих замечательных спектаклей и последующих за ним ряда лет их зрительского успеха, могу сказать, что Евгений Александрович ничуть не потерялся на фоне профессиональных артистов, работал настолько выразительно, органично, убедительно и с таким упоением, что был одним из ярчайших персонажей этих спектаклей, запоминался зрителям.
Его удачей была и роль в пушкинском телепроекте Натальи Бондарчук «Одна любовь души моей», где он сыграл небольшую роль декабриста доктора Фердинанда Вольфа. С Натальей Сергеевной Евгений Александрович был дружен, и, по ее словам, проект бы не состоялся, если бы не помощь Евгения Александровича, который смог найти средства, спонсоров, чтобы его профинансировать.
Многие иркутяне помнят яркие выступления Евгения Ячменева на иркутском телевидении. Известны его обширная лекционная деятельность, личные контакты с потомками декабристов в России и за рубежом, постоянные поиски сведений о декабристах и их исторических артефактов, активное участие в издании книжной серии «Полярная звезда». И многое-многое еще, о чем теперь и не упомнить. Все это было любимым делом, которому он отдавал себя полностью.
Сотрудники музея декабристов открыли в память о Евгении Александровиче небольшую выставку-калейдоскоп, где он запечатлен на разных снимках и по разным поводам: вот тут он как 50-летний юбиляр с бокалом шампанского, с друзьями, а это с потомками декабристов, приезжавшими в Иркутск. Несколько снимков в театральных ролях и за фортепиано в концертных программах Дома Волконских, на «Декабристских вечерах», с любимой собачкой Кнопой, подаренной друзьями, на встрече с Булатом Окуджавой…
Радостно, что сотрудники музея, коллеги с большим теплом сохраняют память о своем бывшем директоре, тем более что в сегодняшнем быстролетящем времени всё и все быстро забываются.
Евгений Александрович умел радоваться и делиться радостью с другими, с его лица не сходила доброжелательная, располагающая улыбка, с ним было легко. Я вспоминаю, как мы не один год были с ним членами жюри молодежного фестиваля «Студенческая весна». Ездили по вузам отсматривать спектакли, потом их обсуждали, спорили, что-то советовали студентам и режиссерам, которые с ними работали, потом отбирали лучших. И всегда это было со стороны Евгения Александровича очень доброжелательно, тепло, с любовью, тактично. С ним всегда хотелось общаться, о чем-то разговаривать, темы находились разные, он был человеком обширных знаний.
Ориентирами в служении делу для него были такие великие хранители культуры, как Дмитрий Лихачев, Юрий Лотман, Ираклий Андроников. Он всегда говорил, что музей — это удивительное место, где опыт, знания и умения человека, приобретенные им в жизни, раскрываются в полной мере, где ярко могут проявиться все способности и таланты. Сам Евгений Александрович, его многогранная музейная деятельность являются яркой иллюстрацией справедливости этого утверждения. Его стараниями Иркутский музей декабристов сумел преодолеть рамки привычного экспозиционно-выставочного учреждения и определить вектор своего развития — от музея идеологического к музею культурологическому.
С 2008 года Евгения Александровича нет с нами, но дело его — музей декабристов — живет и воплощает многое из того, о чем первый директор когда-то только мечтал. В нашей памяти он останется светлым, радостным человеком, несшим в мир добро и красоту души.