Легендой ставшая судьба

21 ноября 2020 года отмечается 220 лет со дня рождения княгини Екатерины Ивановны Трубецкой (урожденной Лаваль), первой из жен декабристов, последовавших за мужем в Сибирь.

Жизнь первой декабристки неразрывно связана с Иркутском. Более четверти века княгиня провела в Сибири, почти десятилетие прожила она в Иркутске.

Екатерина Ивановна воплотила в себе лучшие черты своих современниц. Родители назвали дочь Екатериною в честь святой великомученицы Екатерины, что явилось неким знаком судьбы, предвестием жизни подвижнической и полной преодолений. Но все это позже, а на заре жизни Каташи, как звали ее домашние, казалось, что все предвещало только счастье. Родители Екатерины – граф и графиня Лавали – одни и богатейших людей северной столицы, ее окружение – лучшие представители высшего общества, дипломаты, политики, поэты и ученые. Богатство родителей позволило графинюшке Екатерине повидать мир за пределами русских столиц, Вена, Венеция, Неаполь, Рим и Париж. Именно в Париже в 1819 году графиня встретила свою любовь – князя Сергея Трубецкого, а в 1821 году она выбрала свою судьбу, став княгиней Трубецкой.


С.П. Трубецкой

Четыре года беспечного супружества под сенью родительского дворца на Английской набережной княгиня не видела туч на горизонте, однако они неотвратимо приближались, и затем обрушились на княгиню грозою 14 декабря 1825 года. Все переменилось, как будто в один миг, и вот ее муж более уже не князь, не герой минувшей войны, не лейб-гвардейский полковник. Теперь Сергей Трубецкой – государственный преступник, которого ожидает Сибирь.

Пока муж ожидал своей участи в крепости, княгиня молила Бога только об одном, о сохранении жизни его. Не то обстоятельство, что жизнь ее мужа отныне будет жизнью каторжника и изгнанника пугало Екатерину, пугала ее только невозможность разделить эту участь. И вот высочайшая милость, разрешение последовать за мужем на каторгу получено, впереди ожидали двадцать пять сибирских лет.

Благодатский рудник, Читинский острог, тюрьма Петровского завода – такова география более десяти каторжных лет, а после – шесть поселенческих лет в Оёке и еще девять лет в Иркутске. Все эти годы были полны для княгини заботою о муже и детях. Только здесь, в Сибири Екатерина Ивановна обрела радость материнства, подарив супругу семерых детей. Здесь же ей пришлось пережить тяжкую утрату троих из них. Все невзгоды судьбы, уход детей и родных, болезни и скитания ей помогала преодолеть христианская вера.


Герб рода Лавалей

Став хозяйкой дома в Знаменском предместье Иркутска, княгиня обратила его в убежище для страждущих и приют для воспитанников.

Неподалеку от этого дома обрела свой последний земной приют его хозяйка. Ей было отпущено только 53 года и суждено покинуть этот мир женою непрощенного государственного преступника, ей так же было суждено стать легендой нашего города.

Заушаковский дом Трубецких иркутяне не сохранили, но памятным местом столицы Восточной Сибири давно стали могила княгини и троих ее детей у стены Знаменского храма. И еще один дом Трубецких, по улице Арсенальской, ныне Дзержинского стал музеем, где живет память о первой декабристке, о княгине – изгнаннице, о подвиге любви ее вот уже почти полвека.

К дню рождения Екатерины Ивановны сотрудники Иркутского музея декабристов подготовили квест, основанный на событиях из жизни княгини Трубецкой. Для прохождения квеста нужно перейти по ссылке, где необходимо пройти на страничку музея в Instagram.

Комментарии


Спасибо за участие!
Но платеж не состоялся.
Благодарим за участие!
Платеж успешно завершен.
... идет загрузка ...