Декабристская реликвия прибыла в Иркутск
22 декабря 2021 г. сотрудники Иркутского музея декабристов принимали ценный груз – из Орла в Иркутск прибыл старинный рояль, принадлежавший семье Зинаиды Свербеевой, младшей дочери декабриста С.П. Трубецкого.
Рояль «Эберг» 1871 г. выпуска преподнесла в дар Иркутскому музею декабристов жительница г. Орла Елена Николаевна Ашихмина. Первоначально музыкальный инструмент стоял в доме Зинаиды Сергеевны Свербеевой. После того как в середине 1960-х гг. семейный дом Свербеевых в Орле пошел под снос, инструмент был продан. Весной 1966 г. его купили жители Орла, супруги Хоботовы Нина Ивановна и Николай Иванович для своей дочери Елены, которая училась в музыкальной школе. Мария Захаровна и Марфа Павловна — бабушки Елены также приняли участие в покупке инструмента. Рояль стал настоящим сокровищем в семье Хоботовых. Елена успешно окончила музыкальную школу. А когда она выросла и стала профессиональным историком, решила выяснить, кому принадлежал рояль.
Елена Николаевна Ашихмина (в девичестве Хоботова) рассказала о том, что ей удалось выяснить: «В детстве и юности мне даже не приходило в голову узнать, кому раньше принадлежал рояль… Но потом, когда я начала довольно плотно заниматься историей Орловского края, мне это стало интересно. Я пересмотрела все дореволюционные фотографии, на которых встречались рояли, перечитала все, что удалось найти, узнала, что основная часть дворян имела либо пианино, либо кабинетные рояли. Постепенно я стала исключать из числа прошлых владельцев то одних дворян, то других. В итоге у меня остался довольно узкий круг лиц, которые могли бы иметь подобный инструмент. В моем списке оказались дворяне Олив, Мухортовы, Свербеевы; может быть, губернатор Андриевский. Или Валерий Николаевич Лясковский…
Однажды, встретившись в Государственном архиве Орловской области с известным орловским краеведом и архивистом Валерием Васильевичем Шапочкой, мы разговорились о роялях. Шапочка – знаток орловской старины, много лет занимался в архиве и одно время работал там; кроме того, по своим «историческим» интересам он встречался и беседовал с орловскими старожилами. Ему, по моему убеждению, следует доверять.
Рассказав о своих поисках, я спросила, как он думает, кому мог принадлежать вот такой рояль.
Шапочка не раздумывал ни минуты:
– Да это свербеевский! – воскликнул он. – Что тут думать! У Зинаиды Свербеевой в орловском доме роялей было два! Красный и белый.
«Красный», говорил он, не в смысле ярко-красный, а красноватого оттенка, красного дерева или ореховый….
Снос дома Свербеевых, расположенного, по словам Шапочки, по улице Октябрьской, неподалеку от музея Лескова на той же стороне улицы, происходил в середине 60-х гг. Тогда сносили всю эту сторону старинных особняков…. Шапочка, в свое время занимавшийся Свербеевыми, очень интересовался всем, что было связано с ними.
После Октябрьской революции 1917 г. в Орле оказались 11 предводителей дворянства разных губерний, имевших местные корни. В столицах жизнь была слишком опасной, в национализируемых имениях – подавно. Орел условно казался дворянам более или менее спокойным местом. Неким «дуайеном» дворян Орла того времени стал Сергей Николаевич Свербеев, некоторое время проживавший в собственном доме до эмиграции. Мать его, Зинаида Сергеевна, также прибыла из Сетухи в Орел. Есть сведения, что ее изредка навещали местные крестьяне, привозя ей нехитрые продукты.
Не тогда ли, при переезде из Сетухи, и был привезен в Орел один из роялей? Один из настройщиков, посетивший меня в 2019 г., сказал, что на рояле не так уж много играли. Стоял ли он в орловском доме? Был ли рояль привезен из Сетухи? Я не могу ответить на этот вопрос, тем более, что у меня нет документа о принадлежности рояля семейству Свербеевых. Есть лишь проведенный мною анализ и уверенность Валерия Васильевича Шапочки».
Дар Е.Н. Ашихминой Иркутскому музею декабристов очень ценен, так как мемориальных вещей декабристов сохранилось крайне мало и их приходится собирать по крупицам. Живые свидетельства ушедшей эпохи – декабристские реликвии могут многое рассказать о своих владельцах. Так, Зинаида Сергеевна Трубецкая, рожденная в Сибири в 1837 г., в 1856-м вышла замуж за Николая Дмитриевича Свербеева – чиновника особых поручений по дипломатической части Главного управления Восточной Сибири. У Свербеевых было двое сыновей. Зинаида Сергеевна рано овдовела и с 1860 г. поселилась в имении Сетуха, неподалеку от Орла, где прожила более 50 лет. На средства З.С. Свербеевой в селе были построены школа и больница. Уже после революции, в 1920 г., ей по личному указанию В.И. Ленина была назначена персональная пенсия. Она умерла в возрасте 87 лет и похоронена в Орле.
Старший сын Свербеевых Сергей Николаевич, как и его отец, сделал дипломатическую карьеру, работал в посольствах Константинополя, Вены, Мюнхена. В 1912 г. был назначен послом в Берлин. Он стал последним послом Российской империи в Германии. После революции 1917 г. эмигрировал с семьей в Германию.
И вот спустя более чем сто лет семейная реликвия Свербеевых прибыла в Иркутск, чтобы занять достойное место в Доме-музее Трубецких.
Доставку рояля из Орла в Иркутск обеспечил председатель Попечительского совета Иркутского музея декабристов И.С. Гринберг. Перед транспортировкой у рояля весом 340 кг демонтировали ножки, бережно его упаковали и в течение шести суток везли через всю страну. В Иркутске рояль временно поставили в холодное помещение, во избежание деформации его деревянных частей из-за резкого перепада температур.
В январе 2022 г. рояль будет установлен в гостиной Дома-музея Трубецких.
Александр
29. 12. 2021 г.Присмотритесь внимательнее, кажется, что корпус рояля отделан палисандром...